Офисный детсад

Я уже однажды писала статью об управлении сопротивлением подчиненных. Но упустила один важный момент, в который меня ткнули носом: как вести себя при личном контакте с сопротивляющимся подчиненным? Начать придется со скучной теории.

Теория субличности по Эрику Бёрну. Эрик Берн, помимо того, что он является американским психологом с немецкой фамилией родившимся в Канаде, разработчик трансакционного анализа (ТА). Не хочу уводить Вас в далекие психологические дебри, остановлюсь на ключевых моментах. ТА базируется на трех общефилософских посылках:

1) Все люди «нормальные». Любой из нас заслуживает внимания, уважения и играет роль в жизни социума.

2) Люди обладают способностью мыслить (самый спорный, на мой взгляд, аргумент).

3) Люди сами определяют свою судьбу, изменить свою жизнь в их собственных силах.

На основе ТА выделено три субличности человека:

Родитель – преобладают манеры поведения, перенятые у родителей. «Умными»

словами – превалирует опекающее, предостерегающее поведение, в голове полно предубеждений. Простыми словами – зануды. Сильно остаточное влияние родительского авторитета. Взрослый – расчетливые, объективно мыслящие люди. В любых ситуациях руководствуются холодной логикой и стараются все тщательно взвесить, прежде чем принять решение.

Ребенок – эмоции превалируют над разумом. Состояние «хочу здесь и сейчас», излишняя капризность и инфантильность.

В каждом человеке превалирует определенный тип субличности, но в зависимости от ситуации, мы можем примерять на себя «маску» одной из них. И тут мы возвращаемся к сопротивлению подчиненных. Недовольный сотрудник всегда приходит к Вам в «маске ребенка», который пришел к «родителю». Он недоволен, он зол и он требует удовлетворения своих желаний.

Шаг 1) Вы надеваете на себя «маску родителя». Если сотрудник ведет себя слишком грубо, Вы становитесь «строгим родителем» – прикрикнете на него и сделайте акцент на своем авторитете. Если сотрудник старается сдерживать эмоции, выражая свое недовольство, в мягкой форме постарайтесь его успокоить и выяснить конкретные причины неудовлетворенности.

Шаг 2) Ваш сотрудник слегка успокоился. Прекращаем детский сад и стараемся вернуть его в русло конструктивного диалога. «Превращаемся» во взрослого. Понижаем громкость и темп речи, ведем диалог посредством вопросов: Вы хотите повышения заработной платы, а Вы выполнили те задания, которые я дал Вам еще в начале недели? Вы хотите продвижения по карьерной лестнице, для этого нужно подтянуть Ваш «английский». Вы уже записались на курсы?

Шаг 3) Сотрудник осознает всю инфантильность своего поведения и также «превращается» во взрослого. Его желания становятся более обоснованными и аргументированными

Шаг 4) Вы ведете диалог двух «взрослых», вместе ищите пути, ведущие к обоюдовыгодному консенсусу.

Шаг 5) Как только проблема практически улажена, Вы вновь «становитесь» родителем. Продолжайте объяснение в полушутливой назидательной форме.

Шаг 6) Поддавшись Вашему влиянию, сотрудник переходит из фазы «взрослый» обратно в фазу «ребенка». Он прислушивается к Вашим словам и понимает, Вашу правоту.

Шаг 7) Как только вопрос недопонимания полностью решен, отношения между руководителем и сотрудником возвращаются в первоначальную позицию «родитель-ребенок». Это очень важный шаг. Таким образом, в подсознание сотрудника отложится Ваш образ как строгого, но мудрого и небезразличного руководителя. А значит в дальнейшем, возникшие недопонимания, он будет стараться решить конкретно с Вами, а не пойдет жаловаться окружающим и разрушать Ваш авторитет.

Анжелика Светлая

Оставить отзыв

*

Пока нет отзывов.



ПОЗВОНИТЕ МНЕ

Или свяжитесь с нами

056-373-35-12 067-633-87-86

Электронная почта: office@plt.net.ua